С необходимостью консолидации отчетности в соответствии с МСФО сегодня сталкиваются любые компании, имеющие дочерние и зависимые общества. В отличие от индивидуальной отчетности юридического лица консолидированная отчетность дает наиболее полное представление о том, как «работают» деньги инвестора или акционера, как менеджмент компании управляет предоставленными ему ресурсами.
Консолидированная отчетность имеет неоценимое значение для инвесторов и акционеров, поскольку отражает финансовое положение и результат деятельности компании и всех контролируемых ею организаций, рассматривая их как единый хозяйствующий субъект.
Наиболее типовые задачи, связанные с подготовкой консолидированной отчетности, для большинства компаний связаны с:
- определением периметра консолидации;
- разработкой единой управленческой учетной политики, которая должна включать: единый план счетов, единую структуру аналитических данных, принципы определения периметра консолидации, метод консолидации, список применяемых корректировок;
- разработкой применяемых форм консолидируемой отчетности;
- разработкой регламента подготовки консолидированной отчетности, который должен определять круг ответственных лиц, выполняемые действия, сроки и источники данных для формирования отчетности, таблицы соответствия планов счетов и аналитических измерений компаний холдинга, методы контроля;
- разработкой инструмента автоматизации процесса консолидации и формирования отчетности, соответствующего требованиям холдинга и разработанному регламенту подготовки консолидированной отчетности.
Кроме того, при подготовке консолидированной отчетности требуются дополнительные корректировки, наиболее распространенными из которых являются:
- элиминирование внутригрупповых операций;
- расчет гудвилла (бедвилла);
- расчет накопленного капитала;
- расчет доли меньшинства.
Таким образом, консолидация отчетности является сложным процессом, требующим значительной предварительной подготовки, наличия квалифицированного персонала.